ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 класс

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства. 

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает 3 языка: русский, мокшанский, эрзянский.

Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.

 

 

Цели, задачи и методы обучения мокшанскому языку

 

 

Основные цели дисциплины:

 

– соблюдение принципа межязыковых связей в полиэтническом пространстве;

– владение разговорной речью в разных ситуациях общения;

– формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

– обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

 

Основные задачи дисциплины:

 

– познакомить учащихся с мокшанским языком как частью финно-угорской системы языков;

– расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

– показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;

– сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

– научить связно излагать свои мысли на мокшанском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).

 

В результате изучения мокшанского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:

 

-  применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

-  ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;

-  выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

-  понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих осо­бенности мордовской культуры;

-  пользоваться языко­вой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текс­товые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

-  давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

 

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по мокшанскому языку в практической дея­тельности и повседневной жизни:

 

В области говорения:

 

-  вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официально­го и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обу­чения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текс­том, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;

-  рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;

-  представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

 

в области аудирования:

 

              относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в расп­ространенных стандартных ситуациях повседневного общения;

              понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

 

в области чтения:

 

– читать тексты различных жанров: публицистические, худо­жественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поиско­вое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.

 

в области письменной речи:

 

      писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

 

Языковая компетенция

 

  1. Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
  2. Ориентация на новую мокшанскую орфографию, принятую в 1993 году.
  3. Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
  4. Учёт максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
  5. Разработка лексического минимума с учётом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
  6. Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Формы, методы уроков

 

 

Календ

Фактич

 

1

 

Вспоминаем летние каникулы. (Лятфнесаськ кизонь каникулатнень.)

1

Повторение изученного материала.

 

 

 

2

 

 

Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора (Вирява, Ведава, Толава, Паксява, Масторава).

1

Имя существительное:

- собственное и нарицательное;

-одушевленное   неодушевленное.

 

 

 

 

3

Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора (Вирява, Ведава, Толава, Паксява, Масторава).

1

Имя существительное:

- собственное

-одушевленное и неодушевленное.

 

 

 

4

Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора (Вирява, Ведава, Толава, Паксява, Масторава).

1

Имя существительное:

- собственное и нарицательное;

-одушевленное   неодушевленное.

 

 

 

5

Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора (Вирява, Ведава, Толава, Паксява, Масторава).

1

Имя существительное:

- собственное и нарицательное;

-одушевленное   неодушевленное.

 

 

 

6

Покупки. Посещение магазинов и покупка сувениров. (Рамсематне магазинга якафтомась и сувениронь рамсемась.)

1

Существительные: нарицательное;

 

 

 

 

7

Покупки. Посещение магазинов и покупка сувениров. (Рамсематне магазинга якафтомась и сувениронь рамсемась.)

1

- собственное и нарицательное;

-одушевленное   неодушевленное:

 

 

 

8

Мой хороший друг. (Монь цебярь ялгазе.)

1

-одушевленное   неодушевленное:

 

 

 

9

 

 

Живём в одном доме (на одной улице.) (Эрятама фкя кудса, куроса.)

1

- единственное число существительных основного (неопределенного) склонения.

 

 

 

 

10

Общение между людьми. (Ломаттнень фкя-фкянь мархта корхнемасна.)

1

- множественное число существительных основного (неопределенного) склонения.

 

 

 

11-12

13-14

 

Республика Мордовия. (Мордовия.)

4

- указательное ( определенное) склонение; падежи имени существительного указательного (определенного); склонения.

 

 

 

 

15-16

17-18

 

Города Республики Мордовия. (Мордовия Республикань ошне).

4

- указательное ( определенное) склонение;   падежи имени существительного указательного (определенного); склонения.

 

 

 

 

19

Моя любимая книга. (Монь кельгома книгазе.)

1

Повторение изученного материала.

 

 

 

20

Моя любимая книга. (Монь кельгома книгазе.)

1

Повторение изученного материала.

 

 

 

21

Моё любимое животное. (Монь кельгома жуватазе.)

1

Имя существительное. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня/-кя

 

 

 

22

Времена года. (Кизоть пингонза.)

1

Имя прилагательное:

 

 

 

23

Краски осени. (Сёксеть тюсонза.)

1

Образование существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами –ня/-кя

 

 

 

24

Краски осени. (Сёксеть тюсонза.)

1

Образование существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами –ня/-кя

 

 

 

24

 

Человек. Характер человека. (Ломанць. Ломанень обуцятне.)

1

(качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных.

 

 

 

25-26

Человек. Характер человека. (Ломанць. Ломанень обуцятне.)

2

(качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная.

 

 

 

27

Увлечения. (Кельгома тевсь.)

1

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных: положительная сравнительная, превосходная.

 

 

 

28

Домашние дела. Помощь родителям. (Кудонь тефне. Тядянди-алянди кудса лездомась.)

1

Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных.

 

 

 

29

Домашние дела. Помощь родителям. (Кудонь тефне. Тядянди-алянди кудса лездомась.)

1

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных: положительная сравнительная, превосходная

 

 

 

30

Младшая сестра, младший брат.

(Ёмла сазорозе, брадозе.)

1

Образование существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами –ня/-кя

 

 

 

31

 

Подготовка к праздникам. (Праздникненди-илатненди анокламсь.)

1

Заимствованные прилагательные.

 

 

 

32

Самые лучшие воспоминания. (Сембода цебярь лятфнематне.)

1

Заимствованные прилагательные.

 

 

 

33

Воспоминания о зимних каникулах. (Тялонь каникклатннь лятфнемасна.)

1

Повторение материала.

 

 

 

34

Любимый предмет в школе. (Школаса кельгома предметсь.)

1

Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов:/-в –й (качественные); -нь (относительные.)

Послелог:

-значение послелогов;

- их использование в словосочетаниях и предложениях.

 

 

 

35

Природа вокруг нас. (Перьфпяльсь эряфсонк.)

1

Послелог:

-значение послелогов;

- их использование в словосочетаниях и предложениях

 

 

 

36

Реки и озера Республики Мордовия. (Мордовия Республикань ляйхне и эрьхкне.)

1

Послелог:

-значение послелогов;

- их использование в словосочетаниях и предложениях.

 

 

 

37

Экологические проблемы. (Экологиянь проблематне.)

1

Послелог:

-значение послелогов;

- их использование в словосочетаниях и предложениях.

 

 

 

38

Экологические проблемы. (Экологиянь проблематне.)

1

Значение послелогов. Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях

 

 

 

39

Рыбалка летом и зимой. (Калонь кундамась кизонда и тялонда.)

1

Значение послелогов. Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях

 

 

 

40

Рыбалка летом и зимой. (Калонь кундамась кизонда и тялонда.)

1

Значение послелогов. Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях

 

 

 

41

Зимние забавы. (Тялонь налхксематне.)

3

Глагол

 

 

 

 

 

42

Катание на льду, на коньках. (Эй лангаса конькаса курькснемась.)

1

Глагол:

-образование неопределенной формы при помощи суффиксов:

-мс, -ма,/ -мда;

 

 

 

 

43

Катание на лыжах. Вирьса соксса курькснемась.

1

Глагол:

-образование неопределенной формы при помощи суффиксов:

-мс, -ма,/ -мда;

 

 

 

 

44

Катание с горы на санках. (Пандста нурдоняса курькснемась.)

1

Глагол:

-образование неопределенной формы при помощи суффиксов:

-мс, -ма,/ -мда;

 

 

 

 

45

Проведение свободного времени дома. (Ётка пингть кудса ётафтомац).

1

образование неопределенной формы при помощи суффиксов:

-мс, -ма,/ -мда;

 

 

 

 

46

Проведение свободного времени среди друзей. (Ётка пингть ялга ёткса ётафтомац).

1

образование неопределенной формы при помощи суффиксов:

-мс, -ма,/ -мда;

 

 

 

 

47

Пробуждение рироды весной. (Тунда перьфпяльть сргоземац).

1

Вид (однократный, многократный) .

 

 

 

48

Деревья весной ив лесах и садах. (Шуфттне тунда вирьса и садса).

1

Вид (однократный, многократный)

 

 

 

49

Мастерим скворечники. (Титяма нармонень куднят).

1

- наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное

 

 

 

50

Забота о здоровье. (Шумбрашинь ваефтомась).

1

- наклонение повелительное,

 

 

 

51

Любовь к спорту. (Спортонь кельгомась).

1

-наклонение побудительное

 

 

 

52

Спорт в Республике Мордовия. (Мордовия Республикаса спортсь).

1

- наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное

 

 

53

Известные спортсмены РМ. (Мордовиянь содавикс спортсметтне).

1

- наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное

 

 

54

Весенние праздники (Тундань праздникне-илатне).

1

Повторение пройденного материала

 

 

55

Родина. (Шачема - касома масторс).

1

Времена глаголов

 

 

56-57

58

Праздники, котрые отмечают в нашей республике в России. (Праздникне - илатне, конат ётафневихть минь республикасонк и марнек Россияса.)

3

Синонимы.

 

 

59-60

Знакомство с мордовским эпосом «Масторава».

2

Антонимы

 

 

61-62

Знакомство с мокшанскими песнями. (Мокшень моротнень мархта содафтомась).

2

Омонимы

 

 

63

Путешествие по карте. (Картань коряс путешествия).

1

Синонимы антонимы, омонимы.

 

 

64

Географические места родного города (села.) (Эсь ошень (велень) географическяй вастне.)

1

Синонимы антонимы, омонимы.

 

 

65

Экскурсия с классом. (Классть мархта экскурсияс молемась).

1

Простое предложение.

 

 

66-68

Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях.

4

 

 

 









 

 

Контакт

Словарный диктант. Наречие. 7 класс.docx
Microsoft Word документ 14.1 KB
Тестовые задания (причастие, глагол) 7 к
Microsoft Word документ 29.8 KB

Телефон:

Адрес: