Пояснительная записка.

 

     Основной целью обучения мокшанскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать мокшанский язык как средство общения в диалоге культур.

     Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

       Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

     Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно- поисковому творчеству.

     Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

     Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на мокшанском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

     В первый год обучения (2 класс) обучения у детей формируются первичные навыки и умения общения на мокшанском языке, составляющие основу коммуникативной компетентности в устной речи (говорение и аудирование), при этом рецептивное усвоение второго языка превышает объем продуктивного, что означает приоритет формирования умений понимать иноязычную речь на слух. На первом этапе осуществляется целенаправленная работа по развитию основных механизмов аудирования (оперативной памяти, слухового внимания, речевого слуха и др.), а также по формированию умений аудирования как компонента устно-речевого общения (в условиях диалогического общения на элементарном уровне) и как самостоятельного вида деятельности с разным уровнем проникновения в содержание высказывания.

    

Дети должны уметь распознавать в речи и воспроизводить:

- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- глаголы в 1 и 3 лице единственного и множественного числа, настоящего времени; повелительная и побудительная форма глаголов (тонафнян, сермады, стяк, озада, панчк книгать);

- прилагательные в единственном и множественном числе (отвечающие на вопросы: Кодама?, Кодапт?);

- местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе (кие?, кит?, мезе?, месть?, кода?, коса?, мъзяра?, тя, нят, мон, тон, сон, минь, тинь, синь, монь, тонь, сонь, минне, тинне, синне);

- числительные количественные от 1 до 10;

- частицы да, нет, не, частица не с глаголами (да, аш, аяш, аф);

- наречия места (тяса, тоса);

- послелоги (мархта, лангса);

- простое повествовательное предложение со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;

-простые предложения, распостраненные за счет однородных членов предложения и / или второстепенных членов предложения;

- вопросительные предложения с вопросительным словом;

- побудительные предложения;

- утвердительные, отрицательные предложения;

- текст, как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные); разные типы текстов в качестве продуктов говорения (монологические: сообщение, описание, рассказ; диалогическое: интервью, обмен мнениями и т. д.).

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

     Второй год обучения (3 класс) расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения и совершенствуется их культура общения на втором языке, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Особое место занимает чтение, в процессе которого школьники учатся читать не только учебные тексты, но и относительно несложные аутентичные тексты, соответствующие их возрастным особенностям и интересам. У младших школьников развиваются умения понимать и осмысливать содержание текстов с извлечением основной и полной информации.

   Этот этап нацелен на усиление мотивации учащихся к изучению мокшанского языка и познанию культуры мордовского народа, на дальнейшее развитие их творческих способностей в процессе активно – познавательной деятельности.

Дети должны уметь распознавать и употреблять в речи:

- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные в родительном, дательном, местном, исходном падеже (уметь отвечать на падежные вопросы: кинь?, мезень?, кинди?, мезенди?, коса?, мезьса?, коста?, мезьста?);

- глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа; глаголы в повелительном, побудительном наклонении; глаголы, выражающии рекомендации или необходимость (надо мыть – эряви штамс, придется сделать – сави тиемс);

- местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе, личные местоимения – вежливая форма;

- числительные количественные и порядковые от 1 до 100;

- наречия времени, места, качества;

- послелоги места, направления (туркс, пачк, пельде, инголе, ала, юткса, ваксса, потмоса, мельге);

- простые нераспространенные предложения (повествовательные, вопросительные с вопросительным словом и без него);

-   сложносочиненные предложения с союзами и / или (ды, эли).

                           Требования к уровню подготовки обучающихся.     

     Третий год обучения (4 класс) является завершающим в обучении мокшанскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков. Их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований) непосредственного и опосредованного общения, выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.

     Уделяется особое внимание формированию у школьников общеинтеллектуальных умений в процессе организации целенаправленного наблюдения за языковыми явлениями, осознания учащимися возможности выражать одну и ту же мысль разными средствами.

     Происходит усложнение устной и письменной речи. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного или прослушанного текста; при этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному (прочитанному, увиденному).

   Возрастает удельный вес чтения как средства приобщения школьников к культуре мордовского народа. Равноценное внимание уделяется всем видам чтения; учащиеся овладевают также приемами поискового чтения. Работа над чтением строится преимущественно на аутентичных текстах.

 

 

 

Дети должны уметь употреблять в речи:

- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;

- прилагательные в единственном и множественном числе;

-местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, личные в единственном и множественном числе;

- числительные количественные и порядковые от 1 до 100;

- частицы да, нет, не, частица не с глаголами;

- наречия места, времени, качества;

- послелоги места, направления;

- прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной форме (сяда маласа, пинесь офтошка, сяда маласа, сяда вии, офтсь пинеда вии);

- частица не с деепричастием (апак учт, апак пельхть).

     Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета.

 

 

 

 

Типы фонетических ошибок в речи детей, изучающих мокшанский язык, и пути их преодоления

  1.      Ребёнок вообще не может правильно произнести какой-то звук мокшанского языка. Обычно это происходит тогда, когда этот звук отсутствует в родном языке ребёнка. В этом случае дети заменяют его сходным звуком. Например, в мокшанском языке есть звуки трудные для произношения русскими детьми. Они пишутся несколькими буквами, но произносятся как один звук: рх, рьх, лх, льх, йх. Слова «калхт», «кальхть», «мархт», «морайхть» русские дети произносят так: «калт», «кальть», «март», «марьть», «морайть». Применение фонетических игр поможет научить детей правильному произношению трудных звуков и слов с такими звуками.
  2.      Ребёнок не умеет правильно употреблять звуки или звукосочетания в собственных высказываниях. Он усвоил произношение звуков изолированно (лх, льх, рх, рьх, йх), но не может произнести их в потоке речи.
  3.    В мордовских языках нужно обратить особое внимание на произношение слов со звуком а - «а» переднего ряда. На письме в начале слов он пишется буквой «э» : эши (экше), эзем, эшелямс (экшелямс), в середине и в конце слов пишется буквами «е» и «я»: кядь (кедь), пиче, сянгяря(пиже). Сначала учитель произносит всё слово, например, «сянгяря» («пиже»), потом - по слогам «сян-гя-ря» («пи - же»), демонстрируя произношение каждого слога и выделяя новый для детей звук а («а» переднего ряда). Затем нужно объяснить и показать артикуляцию произношения этого звука (подготовиться как бы к произношению звука а, но при произнесении кончик языка прижимается к нижним зубам. Поэтому и называется а переднего ряда). Дети тренируются в произношении этого звука, слов с этим звуком, сравнивают его с произношением звуков я, э, е.

         Работа над звуковой культурой речи должна идти на протяжении всего периода общения с детьми. Кроме работы над звуком звуковая культура речи включает в себя и работу над интонацией и дикцией. Отработке навыков правильной постановки интонации и дикции способствует применение на уроках небольших пьесок и театрализованных сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Красная Шапочка» и др.

 

                                  

 

 

 

 

 

                                                        Объяснение значения новых слов.

  1. Объяснение значения новых слов с применением различных средств наглядности (показ предмета, действия, картинки).
  2. Перевод незнакомого слова на родной язык детей.

 

С первых занятий необходимо приучить детей тому, чтобы они при усвоении новых слов, сначала повторяли услышанное от педагога. Произнеся всю группу новых слов, учитель переставляет на глазах у детей предметы или перемешивает картинки. И еще раз, но уже в другом порядке, проговаривает их с детьми. Такая методика необходима для активизации внимания детей и для лучшего запоминания слов.

         Для закрепления новых слов нужна определенная последовательность: узнавание слова, выбор слова с наглядной подсказкой, выбор слова без наглядной подсказки.

1.Узнавание слова. Учитель произносит несколько слов и одновременно демонстрирует один из названных предметов (картинку). Ребёнок определяет, какое из звучащих слов является названием данного предмета и называет его. Ребёнок отбирает из ряда предметов тот, который назвал учитель. Можно проводить эту работу со всем классом одновременно: учитель называет слово, дети поднимают нужную картинку.

 

       2.Выбор слова с наглядной подсказкой.Ребёнок прослушивает несколько названий, имея перед глазами соответствующие предметы или картинки, выбирает какой-то предмет и называет его. Учитель произносит слова не по одному, а по несколько, что не дает ребенку ограничиться ответом «да» или «нет»: - Азк, мезть тон кельгсак: марьть, пурьхкять или куярть?»        

3.Выбор слова без наглядной подсказки. Задача учителя на данном этапе словарной работы как бы отделить в сознании ребёнка слово от предмета, которое оно обозначает, научить извлекать его из памяти. В данном случае детям показывают предмет после того, как скажут его название. Например, игра «Быстрые глаза». Учитель раскладывает на столе игрушки, а потом одну из игрушек быстро убирает со стола и спрашивает детей, какой игрушки не стало. После её называния игрушка показывается.


Календарно-тематическое планирование – первый год обучения (2 класс).

 

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Формы, методы уроков

Дата проведения

Календ

Факт.

1

Знакомство с учителем. Мокшэрзянь народсь.

1

 

 

 

2-3

Вопросы кие? кит?

Личные местоимения: мон,тон,сон.

 

2

- урок-беседа;

-компьютернай технологиятнень тевс нолдамасна

 

 

4

5

Указательные местоимения.

Закрепление материала.

 

2

- урок-беседа;

-ИКТ

- урок-экскурсия школьнай библиотекав;

- урок-васедема мокшэрзянь поэттнень Н.Голенковонь, В.Корчегановонь мархта, «Якстерь тяштеня» журналть редакторонц мархта

 

 

6

7

8

9

 

Монь семьязе. (Моя семья)

Члены семьи.

Обращение к членам семьи.

Моя семья.

4

-урок-беседа рисавамань элемент мархта

- урок-налхкома;

-компьютернай технологиятнень тевс нолдамасна;

 

 

10

11

12

13

Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки)

Единственное и множественное число.

Название игрушек.

Существительные в уменьшительно- ласкательном значении.

4

-урок-беседа;

-урок-налхкома;

-компьютернай технологиятнень тевс нолдамасна;

 

 

14

15

16

17

18

Школаса. (В школе)

Частицы: ули, аш, (аяш).

Классная комната.

Предметы в классе.

Учебные принадлежности.

 

5

-урок-путешествия (национальнай культурань музеи);

-компьютернай технологиятнень тевс нолдамасна: тестт;

-урок-налхкома («Тувоня» ёфксть коряс)

-урок-рисавама

 

 

19

20

21

22

23

Перень сёротне (Овощи и фрукты)

Название овощей.

Название фруктов.

Название фруктов. Закрепление материала.

Закрепление изученного материала.

Резервный урок.

5

-урок-беседа;

-урок-налхкома;

-урок-концерт;

 

 

24

25

26

 

Ломанць (Части тела).

Существительные: пря, шама, пиле.

Глаголы: штамс нардамс.

3

-урок-беседа;

-урок-налхкома;

ИКТ: тестт;

 

 

27

28

1-10 лувкссь (счет 1-10)

Существительные ульця, куд.

2

-урок-налхкома;

 

 

29

30

31

Перьфпяльсь (Мир вокруг нас).

Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса.

Закрепление изученного материала.

3

-урок-беседа;

-ИКТ;

 

 

32

33

34

35

36

Ярхцамбяльсь и кядьгонятне (Пища и посуда)

Название продуктов.

Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания.

Посуда.

4

-урок-беседа;

-урок-налхкома;

-ИКТ: тестт;

 

 

37

38

39

Тялось. (Зима).

Приметы зимы.

Существительные: тяла, лов.

3

урок-беседа;

-урок-рисавама;

-урок-налхкома: Калядат, Содамат.

 

 

40

41

42

Од Кизось (Новый год)

Подготовка к Новому году.

Личные местоимения: минь, тинь, синь.

3

-урок-рисавама;

-ИКТ;

 

 

43

44

45

46

Пильгонь и лангонь щапне (Одежда и обувь).

Существительные: орня, кямот, вазь.

Глаголы: щамс, каямс, рамамс.

Притяжательные местоимения:монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

 

4

-урок-беседа;

-урок-налхкома «Ага бабань арзяняц… (мокшень щапне)»;

-ИКТ: тестт;

 

 

47

48

49

Кудонь жувататне (Домашние животные).

Существительные: тракс, вазня, уча.

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

3

-урок-конкурс (стихотворениянь кайгиста лувомань коряс);

 

 

50

51

52

Дикай жувататне (Дикие животные).

Название диких животных, их детёнышей.

Сущ-ые: офта, врьгаз, нумол.

 

3

-урок-беседа;

-урок-рисавама;

-урок-налхкома «Минь зоопарконьке»;

 

 

53

54

Нармоттне (Птицы)

Названия птиц. Вопрос? коста?

2

урок-беседа;

-урок-налхкома «Минь нармоненьке»;

 

 

 

50

51

53

Ошсь и транспортсь.(Город и транспорт).

Какие города знают.

Цвета светофора.

 

3

 

 

 

54

55

56

Недялянь шитне.(Дни недели).

Вопрос: мъзярда?

Закрепление изученного материала.

3

 

 

 

57

58

59

Мокшэрзянь поэттне и писательхне. Идень национальнай журналхне: «Якстерь тяштеня», «Чилисема». (Мордовские писатели и поэты)

3

 

 

 

60

61

62

 

Монь Мордовиязе. ( Моя Мордовия).

Сущ-ые: паксят, вирьхть.

Глаголы: кельгомс, ванфтомс.

3

 

 

 

63

64

65

Мокшэрзянь поэттне и писательхне.

Идень национальнай журналхне:.» Якстерь тяштеня», «Чилисема»

(Мордовские писатели и поэты).

 

 

 

 

66-68

Резервные уроки

 

 

 

 

Контакт

Словарный диктант. Наречие. 7 класс.docx
Microsoft Word документ 14.1 KB
Тестовые задания (причастие, глагол) 7 к
Microsoft Word документ 29.8 KB

Телефон:

Адрес: